Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным подписан закон о защите русского языка в публичном пространстве. Из текста закона следует, что названия предприятий потребительского рынка, жилых комплексов и поселков в рекламе будут указываться на кириллице, а информация на вывесках и указателях на русском языке.
Он направлен на:
защиту русского языка как государственного;
снижение использования иностранных слов в публичном пространстве;
обеспечение соблюдения норм современного литературного языка.
Согласно документу, вывески, указатели и реклама должны быть написаны на русском языке, исключая слова вроде sale или shop. Перевод на другие языки допускается, однако обязательно нужно указывать русскоязычный вариант, при этом надпись должна быть идентичной по содержанию и оформлению.
Теперь вся информация, предназначенная для потребителей (и не являющаяся рекламой), вывески, надписи, указатели, объявления должна быть представлена на русском языке. Это, например, надписи открыто, закрыто, распродажа и другие информационные таблички.
Допускается дублирование этой информации на государственных языках республик или других языках народов России, а также на иностранных языках. Но нужно соблюсти несколько условий. Во-первых, надписи должны быть идентичными по содержанию на обоих языках. Во-вторых, они должны быть равнозначно оформлены в одинаковом шрифте, размере, цвете и т.д. В таком случае по закону можно написать, например, открыто, закрыто и распродажа, продублировав информацию английскими словами open, close и sale.
Нововведения не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания. Закон в первую очередь направлен на то, чтобы сократить избыточное и неуместное использование англицизмов, в тех случаях, когда существуют общеупотребляемые аналоги на русском.
Товарные знаки регистрируются в Роспатенте и находятся под правовой охраной. Поэтому, например, бренды Nike или iPhone переводить в кириллицу не нужно.
В законе напрямую как бы ничего не говорится об ответственности за нарушения языковых норм.
В свою очередь, в случае появления надписей типа sale без соответствующих пояснений на русском языке администрацию заведения можно будет оштрафовать по статье 14.8 Кодекса об административных правонарушениях. В ней говорится об ответственности за нарушение права на получение необходимой информации о товаре, услуге, режиме работы. То есть если надписи будут на иностранных языках, то потребитель не получит необходимой информации, поскольку необходимой будет считаться информация именно на русском языке. Штраф для юридических лиц - всего от 5 тысяч до 10 тысяч рублей. Гораздо суровее может быть ответственность за злоупотребление иностранными словами в названиях жилищных комплексов.
В этом случае к нарушителям можно применить часть первую статьи 14.3 КоАП - за нарушение законодательства о рекламе. Штраф для юридических лиц по этой статье - от 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.
За соблюдением закона О рекламе следит Федеральная антимонопольная служба.
За защитой прав потребителей - Роспотребнадзор.
Наружные конструкции, в том числе и вывески - это зона ответственности служб технического надзора и административно-технических инспекций администраций муниципальных районов и городских округов.
Оставить сообщение: